Школьный лагерь "Солнышко"
Введение
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха детей. Использование программ и методик по
развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
- спортивно-оздоровительное
- образовательно – досуговое
- эстетическое
- патриотическое
- эколого – валеологическое
- трудовое
- правовое
Паспорт программы
Основания для разработки программы |
|
Заказчик программы |
Управление образования г. Ливны Орловской области
|
Цель программы
|
Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
|
Основные задачи программы |
|
Перечень основных мероприятий программы |
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
оздоровления детей;
|
Система организации контроля над исполнением программы
|
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и зам. директора по воспитательной работе. |
Принципы
программы летнего пришкольного лагеря «Солнышко», с дневным
пребыванием детей:
1. Принцип гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: Результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Методы реализации программы:
методы оздоровления:
- витаминизация;
- физиотерапия;
- закаливание;
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;
- фитотерапия.
методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
методами образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).
- экскурсий.
- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).
- Проектно-конструкторские методы ( разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ).
- практическая работа( упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность)
- наблюдения (запись наблюдений).
Обеспечение работы лагеря педагогическими кадрами.
К работе лагеря привлекаются:
1. Начальник лагеря: Боброва Е.В.
2. Воспитатели: Бородина Л.А.
Иванилова Е. Н.
Губанова Н.Н.
Турбина Е.Н.
Ядыкина С.А
Жуковина Ю.В.
Ревякина С.В.
Яшина Е.Е
Черных Л.С.
Мещерякова О.Ф
Высокина Я.В.
Казьмина Т.А.
Потапова О.В.
3. Учитель физвоспитания: Злобин Е.А.
4. Педагоги дополнительного образования.
5. Медицинский работник: Цикарева Н. С.
Законы лагеря:
1. Закон «Наше имя – отряд». Отряд живёт и работает по программе лагеря и режиму дня.
2. Закон «Здоровый образ жизни!» Береги своё здоровье.
3. Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке.
4. Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
5. Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
6. Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зелёным!
7. Закон «Правая рука». Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.
8. Закон «Рука молчания». Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!
9. Закон «За свой отряд». Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих.
10. Закон «00». Время дорого у нас: берегите каждый час.
Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон «00»
11. Закон «Распорядок дня». Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку, общие сборы).
12. Закон «Мотор». Долой скуку!
13. Закон «Выносливость». Будь вынослив!
14. Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
15. Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям.
План мероприятий,
проводимых в летнем оздоровительном лагере «Солнышко»
№п/п |
День смены, дата |
Мероприятия |
1 |
1 июня
День защиты детей |
1.Утренняя зарядка Организационное мероприятие-собрание «Здравствуй, «Солнышко»!» (беседа «Мой лагерь», беседа по правилам поведения, создание отрядов, инструктаж по безопасности). 2 Участие в городском празднике, посвященному Дню защиты детей. 3 Беседа «Правила поведения в столовой» 4 Рефлексия дня « Мое настроение» 5.Минутка безопасности. |
2 |
2 июня Открытие лагерной смены |
1 Зарядка. Беседа« Друзья Мойдодыра и наше здоровье» 2 Открытие лагеря.» Солнышко» 3 Встреча с представителем МЧС Лукиным Павлом Владимировичем. 4.Литературное путешествие « Лето, книга, я –друзья(Городская библиотека № 2) 5. Рефлексия дня « Мое настроение» 6.Минутка безопасности.
|
3 |
5 июня День защиты окружающей среды. День эколога |
1. Зарядка. Беседа « Закаливание» 2. Участие в федеральной акции Экологическая эстафета ЭкоГТО 3. Экскурсия в природу « Увидеть интересное в простом» 4. Конкурс рисунков. « Я и природа» 5. Рефлексия дня « Мое настроение» 6. Минутка безопасности |
4 |
6 июня
День русского языка |
1. Зарядка. Беседа « Твой режим дня» 2. Встреча с представителями ОГИБДД,, конкурсы, испытания.
3.Пушкинский день в России.( классный час городская библиотека № 2) 4 . Рефлексия дня « Мое настроение» 5.Минутка безопасности |
5 |
7 июня
|
1. Зарядка. Беседа «Как поднять настроение?» 2 Спортивная эстафета «Лето – это здорово» 3 Посещение кинотеатра, просмотр мульфильма «Братья супер Марио» 4 . Рефлексия дня « Мое настроение» 5. Минутка безопасности |
6 |
8 июня |
1 Зарядка. Беседа « Мой организм» 2 « Соревнование по шашкам и шахматам» 3.Посещение мероприятий в городском парке культуры и отдыха. 4Рефлексия дня « Мое настроение» 5.Минутка безопасности |
7 |
9 июня
В преддверии « Дня России» |
1 Зарядка. Беседа «Правильное питание» 2 Встреча с избирательной комиссией Интеллектуальная викторина «Государственный праздник -День независимости» 3 Посещение игоровой программы в городском парке. Экскурсия, викторина « Знаешь ли ты родной город» 4 Рефлексия дня « Мое настроение». 5.Минутка безопасности. |
8 |
13 июня
|
1.Зарядка. Беседа « Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» 2. Конкурс рисунков на бумаге и асфальте в различных техниках. 3.Подвижные игры на свежем воздухе. 4 Экскурсия, викторина « Знаешь ли ты родной город» 5 Рефлексия дня « Мое настроение» 6 .Минутка безопасности |
9 |
14 июня |
1 Зарядка. Беседа «Чистота – залог здоровья» 2 Разучивание русских народных игр. 3 Шахматно - шашечный турнир. 4 Конкурс на лучшего чтеца стихотворений 5 Рефлексия дня « Мое настроение» 6. Минутка безопасности. |
10 |
15 июня
День безопасности |
1. Зарядка. Беседа « Личная гигиена» 2.Встреча с сотрудниками МЧС. Знакомство с пожарной техникой. 3 Праздник безопасности « Мир, в котором я живу» 4 Экскурсия в парк Поликарпова. 5 Рефлексия дня « Мое настроение» 6. Минутка безопасности.
|
11 |
16 июня
День спорта |
1.Зарядка. Беседа «В здоровом теле, здоровый дух». 2. .Викторина « В стране Спортландии» 3. Спортивные соревнования на первенство лагеря по различным видам спорта (по возрастным группам ) 5 Рефлексия дня « Мое настроение». 6. Минутка безопасности. |
12 |
19 июня |
1 Минутка здоровья « Берегите глаза» 2 Беседа по ОБЖ: « Если ты потерялся в городе» 3 Поход в кинотеатр 4 Подвижные игры на свежем воздухе 5 Рефлексия дня « Мое настроение» |
13 |
20 июня |
1 Минутка здоровья « Путешествие в страну Витаминию» 2 Трудовой десант 3 Поход в центральную библиотеку им. А.С. Пушкина 4 Игры по интересам детей 5 Рефлексия дня « Мое настроение» |
14 |
21 июня |
1 Минутка здоровья «Зеленая аптека» 2 Беседа по ОБЖ: « Правила обращения с домашними животными» 3 Литературная игра «По страницам любимых сказок» 4 Подвижные игры на свежем воздухе 5 Рефлексия дня « Мое настроение» |
15 |
22июня Мероприятия, посвященные началу ВОВ 1941 -1945 гг. |
1 Зарядка. Беседа « Осторожно, лекарства» 2 Лекторий « Дети войны». 3.Конкурс стихотворений о войне. 3 Возложение цветов к памятнику на площади Победы. 5 Рефлексия дня « Мое настроение» 6. Минутка безопасности. |
16 |
23 июня |
1 Зарядка. Беседа «Первая помощь при ушибах» 2 Беседа по ОБЖ: « Если ты попал в экстремальную ситуацию» 3 Викторина « В стране Мульти - Пульти» 4 Просмотр мультипликационного фильма. 5 Рефлексия дня « Мое настроение» |
17 |
26 июня Мероприятия, посвященные 120-летию со дня рождения Н. Н. Поликарпова |
1 Зарядка. Беседа « Как избежать травм» 2 Посешение кукольного театра. 3 Познавательная беседа о Н.Н. Поликарпове 4 Экскурсия и возложение цветов к памятнику авиаконструктора 5 Рефлексия дня « Мое настроение» 6.Минутка безопасности. |
18 |
27 июня |
1 Зарядка Беседа « Я и мои четвероногие друзья» 2 . Конкурс поделок из различного материала « Умелые руки» 3. Занятия по интересам 5 Рефлексия дня « Мое настроение» 6.Минутка безопасности |
19 |
28июня |
1Зарядка Беседа «Правильная осанка» 2 Познавательно – развлекательная программа « Знаем правила движения» 3 Конкурс рисунков « Страна Светофория» 4 Подвижные игры на свежем воздухе 5 Рефлексия дня « Мое настроение» 6. Минутка безопасности. |
20 |
29 июня |
1.Зарядка. Беседа« Путешествие в страну Витаминию» 2 Трудовой десант. 3 Поход в центральную библиотеку им. А.С. Пушкина. 4 Игры по интересам детей 5 Рефлексия дня « Мое настроение» 6. Минутка безопасности. |
21 |
30 июня
Закрытие лагерной смены |
1 Зарядка. беседа « Будь всегда осторожен и внимателен» 2 Праздник, посвященный закрытию лагерной смены « До свидания, Солнышко! » 3. Посещение кинотеатра 4. Минутка безопасности. |